Главная » Статьи » Мои статьи

Перетяжка рулевого колеса.Часть 1.

Знакомство с материалом.

Перетяжка большей части рулевых колес осуществляется с помощью кожи,которая имеет свою природную эластичность(свойство растягиваться).
Это свойство кожи и дает возможность мастеру грамотно распределить материал по всей поверхности рулевого колеса.
Если вы когда нибудь держали в своих руках кусок кожи,вы могли почувствовать это растяжение.При чем это растяжение происходит не совсем равномерно.Если визуально распределить поверхность кожи на две плоскости,то растяжение в одной из них будет большее.
По этому для качественной перетяжки рулевого обода,желательно что бы крой на коже  распределялся именно вдоль плоскости наибольшего растяжения.

Но это совсем не значит что фрагмент кожи,расположенный в противоположной плоскости наибольшего растяжения, не возможно уложить на рулевое колесо.Опытный мастер справиться с этой задачей.

Для мастера,который занимается перетяжкой рулевых колес самый "лакомый кусочек" это полоска качественной кожи,которая имеет большее растяжение в продольном направлении.Это растяжение нужно для того что бы максимально уложить кожу на обод и как можно плотнее повторить его форму.
А боковое растяжение на коже меньше чем продольное,соответственно оно нужно для того чтобы стянуть концы стыков кожи на внутренней стороне обода.

Только нужно учесть один маленький нюанс,чем сильнее растягивается кожа в продольном направлении,тем меньше ее можно растянуть в боковом(в местах стыка).Этот момент вы должны учитывать.Иногда,при расчетах начинающего мастера в размерах лекала,происходят погрешности после того как он натягивает готовую выкройку на колесный обод для перетяжки,после чего кожа в местах стыков с трудом стягивается,тем самым "ломая" внешний вид декоративного шва.

При чем различная кожа по своей толщине и качеству будет вести себя в такой ситуации по разному.

Из этого следует-снимать мерки со всего колеса с помощью малярного скотча и пленки это не практично и не удобно.Это как риск.Хотя я очень рекомендую начинающим мастерам испробовать этот метод.В будущем он поможет справляться с некоторыми локальными местами на рулевом колесе.Только не обязательно использовать грубый малярный скотч,совершенно не адаптированный для таких гибких процедур.Сейчас на внутреннем рынке очень много эластичных изолирующих лент,которые по праву заменят устаревший материал и на много качественней исполнят лекальный процесс. 
Но о методах по снятию мерок с рулевого колеса мы поговорим позже,расставив все на свои места.

Теперь немного информации о качестве материала,так как вам придется хорошо разбираться в коже.

Для автомобильных интерьеров,а рулевых колес в частности,используется исключительно автомобильная кожа(в расчет не берутся искусственные материалы или текстиль).

Автомобильная кожа это в принципе обычная шкура крупного рогатого скота,за исключением того,что этот материал адаптируют под определенные условия ее использования,повышая ее износостойкость к механическим и температурным воздействием.Добиться прочности материала удается с помощью выделки(процесс дубления).Обычно это хромовое дубление,при котором кожа на срезе имеет голубовато-серый оттенок и минеральное,срез при этом бледно розовый.
Производители автомобильной кожи окрашивают ее в различные цвета и оттенки.
Цветовая палитра кожи позволяет мастеру применять свои дизайнерские способности,основываясь на пожеланиях клиента и особенностях автомобильных интерьеров в конкретных ситуациях.



В любом ремесле очень важная деталь-это подобрать качественный материал.В кожевенном ремесле так же очень важно выбрать удобный для работы материал,который будет тянуться в удобной для мастера плоскости,без присутствия дефектов на поверхности,ну и конечно само качество кожи.
Кожа животного различается по качеству на разных частях тела.
Наиболее плотная эластичная кожа покрывает спину и бока,называют ее ЧЕПРАК.
Не много тоньше и слабее кожа на шее-ВОРОТОК.
Кожа на брюхе более мягкая и не равномерная-ПОЛЫ.



Качество кожи можно понять при внимательном ее осмотре и механическом растяжении.Если кожа напоминает резиновую поверхность и очень легко растягивается,деформируя при этом рисунок на поверхности(МЕРЕЯ),такой материал мало пригоден для качественной перетяжки и соответственно подходит к типу-ПОЛЫ.
Если кожа по всей своей поверхности упругая и стабильная,значит она относится к типу-ЧЕПРАК.
Следовательно можно сделать вывод- выбор материала это очень важный аспект в перетяжке рулевых колес.С него и начинается весь процесс в целом.

В прошлых статьях мною были описаны некоторые способы перетяжки рулевых колес.Это было не случайно,так как даже опытный мастер иногда использует некоторые эти приемы  в комбинациях.
И даже,на первый взгляд,такой не удобный способ снимать мерки с колеса с помощью малярного скотча,имеет под собой твердую почву.
В самом начале своей практики я так же начинал снимать мерки с рулевого колеса с помощью малярного скотча.Не скажу что у меня сразу стало что то получаться,но с каждым опытом и с каждой своей неудачей ко мне стало приходить понимание того что я делаю.Тем самым я совершенствовал свой стиль.
Я уже говорил раньше что этот способ очень хорош для локальных мест на рулевом колесе.Иногда именно этот способ позволяет снять самые точные мерки с определенной формы.Такой способ иногда практикуют на местах спиц,когда крой выполняется так,что бы шов декоративный плавно уходил за саму спицу,на заднюю ее часть(бывает что кожа не много грубая и тяжело проделать операцию по снятию мерок с ее помощью).
По этому я повторяю в который раз-единого способа по перетяжке рулевых колес не бывает.Каждый мастер отдает предпочтение своему.Существуют комбинации этих стилей,они все очень полезны и вольются в единый водоем ваших знаний.



Теперь поговорим не много о конструктивных особенностях рулевых колес.

Рулевое колесо состоит из рулевого обода,рулевых спиц обода и центральной части руля-крестовины.

В таком процессе,как перетяжка рулевого колеса,существуют соединения(это боковые поперечные стыки),при которых кожа соединяется между собой с помощью швейного аппарата,продольный стык,который стягивается в ручную декоративным швом и переходы(от рулевых спиц к центральной части руля),при которых края кожи грамотно заворачиваются (упаковываются).

Рулевой обод со спицами руля-это одна целая деталь.Крой из кожи выполняется так,что бы материал лег по всей поверхности этой детали.Такой крой это не что иное,как единая оплетка с заходом на спицы руля.


Поперечные стыки.


Поперечные стыки делят крой на фрагменты.

Обычно это 4 фрагмента(верхняя,боковые части и нижняя).При таком дизайнерском решении рулевой обод имеет 4 поперечных стыка.




Иногда крой делят на 3 части(верхняя и две боковые с поперечным стыком снизу по центру).Обод колеса имеет 3 поперечных стыка.



Бывает крой из двух частей,имеющий два поперечных стыка по бокам.



Так же встречаются рулевые колеса,перетянутые одним цельным фрагментом с поперечным стыком снизу по центру.




Такой вид кроя обычно используется на спортивных рулевых колесах(поперечным стыком сверху или снизу).


Существуют  рулевые колеса с комбинированным покрытием(кожа+натуральное дерево или его имитация).На ободах таких колес поперечные стыки запаковываются в щели,которые разделяют два вида покрытия.



Каждый мастер делит крой на фрагменты основываясь на особенностях конкретного рулевого колеса,дизайнерских решениях,а так же на предпочтениях заказчика.


Поперечный стык соединяет фрагменты кроя в одну целую деталь и располагается на ободе колеса в поперечном направлении.Сшиваются два фрагмента краями во внутрь.




Существует два решения поперечного стыка.


Первый,это когда края сшитой кожи двух соединенных между собой фрагментов загоняются в заранее приготовленными на рулевом ободе потайными пропилами или прорезями.




Самый простой способ сделать такую прорезь на рулевом ободе,это взять не большой пластиковый хомутик и затянуть его на ободе в месте будущего поперечного стыка.Такой хомутик можно визуально подровнять,еще раз измерить параметры по меткам и подтянуть его до плотного состояния.После острым тонким лезвием,не глубоко,вдоль хомута с обеих сторон прорезать обод руля.Удалить хомут и не большой отверточкой или другим удобным для вас инструментом удалить не большой слой обода внутри наших прорезей.Потайная прорезь готова.Толщину такой прорези нужно делать так что бы два края кожи плотненько вошли в нее.Маленький хомутик как раз имеет нужную нам ширину.





Второе решение более сложное-метод шерфовки,не требующее механических вмешательств в рулевой обод,но требующее спуска краев на коже(когда край кожи постепенно сводится на нет по своей толщине).






После шерфовки такие края кожи имеют меньшую толщину.После того как сшиваются два фрагмента кожи,такие спущенные края можно завернуть с внутренней стороны по сторонам без нарушения общей толщины всего кроя.Такие края обычно проклеиваются,загибаются по разные стороны от поперечного шва и простукиваются специальным молоточком.Такой приготовленный поперечный стык на перетянутом колесе будет смотреться довольно качественно и не будет иметь разницы в толщине.При механическом воздействие на колесо в процессе его использования,переход не будет заметен при тактильном контакте и у него будет меньше шансов быть потертым.Следовательно такое колесо большее время будет радовать своего владельца достойным внешним видом.


Если вы выбрали первый способ усадить поперечный стык в приготовленный на ободе потай,соединив два фрагмента в поперечном шве,края кожи отрезаются ниже шва практически до максимума.Это делается для того что бы прорезь на рулевом ободе не делать слишком глубокой.Операции на рулевом ободе так же должны быть очень грамотные,если мастер решил прорезать обод,он должен сделать это как можно грамотней.В худшем случае такие операции на ободах рулей способствуют быстрому выходу из строя всего рулевого колеса.


Если вы решите потратить на поперечный стык не много больше времени,тем самым сохранив обод руля,края кожи после поперечного шва обрезаются так,что бы кожа завернулась,проклеилась и простучалась. Обычно это 5 мм с каждого края,все зависит от качества подготовительной работы.


Поперечный шов на стыках двух фрагментов должен выглядеть примерно так.Это направление задается самой формой колеса,так как по внешней стороне обода кожа имеет большую длину чем по внутренней стороне.

Шов должен иметь мелкий шаг стежка,уголки на краях кожи не много срезаются.



При таком исполнении шва,если вывернуть деталь на лицевую сторону, соединение будет напоминать форму обода,как бы закругляясь.





Продольный стык.


Продольный стык проходит по внутренней стороне руля,вдоль рулевого обода и стягивается в ручную декоративным стяжным швом.

Существуют два основные стиля исполнения декоративных швов,которые в свою очередь так же разбиты на несколько подгрупп в каждом из этих стилей.


Стиль-японский(елочка или косичка).





Такой декоративный шов имеет особую конструктивность.Иглы,заправленные нитью,проходят по заранее приготовленным отверстиям вдоль стыка с обеих сторон кроя,без нанесения стяжной строчки.Отверстия наносятся разметчиками(пример).





Так же можно сложить два края заготовки,зафиксировать их клеящим составом и пройтись вдоль,с небольшим отступом от края,пустой иглой на швейном аппарате. Разьединив края кожи мы получим симметричные отверстия по двум сторонам заготовки.


Обычно используется толстая нить под номером 10.




Более тонкой нитью можно повредить края кожи (надорвать в местах отверстий) при стяжке декоративным швом.Если вы обратите свое внимание на рулевые колеса автомобилей японского производства,вы увидите что практически все колеса имеют в исполнении декоративного шва именно японский стиль.



Немецкий стиль (принцип макраме в различных вариантах).





Такой стиль,в отличие от японского,где края кожи стягиваются не посредственно через приготовленные отверстия,требует нанесения вдоль стыка стяжной строчки,через стежки которой будет осуществляться стяжка краев кожи на стыке стяжной нитью.Обычно используется нить под номером 20.



Чуть позже мы еще вернемся к теме декоративных швов и рассмотрим эту тему более подробно.



Несколько слов об измерениях.


В таком процессе,как перетяжка рулевого колеса,измерения практически не нужны.Мастер работает по меткам.Единственные измерения,которые придется произвести-это места расположений поперечных стыков на рулевом ободе.
Чем больше вы будете измерять и вычислять,тем больше вы будете путаться в своих вычислениях.Измеряя кожу в спокойном состоянии,показания изменятся после того как кожа растянется на поверхности обода.По этому самый лучший способ-это метки,которые лучше всего наносить гелевой ручкой светлого цвета.Метки,нанесенные такой ручкой,очень просто удалить с помощью обычной влажной ветоши.

Ни в коем случае не используйте для разметки обычные ручки и маркеры.Вы попросту не сможете удалить их с поверхности кожи и тем самым испортите материал.

Снимая мерки руля,при создании кроя,вам придется размечать на коже линии продольного стыка на внутренней стороне рулевого колеса.Эта операция очень важна,по этому уделите ей не много вашего внимания.Найдите удобное для этого приспособление.
Для нанесения линии стыка на коже я использую вот такой не хитрый и довольно удобный инструмент.Он состоит из плотного упругого материала с узким пропилом и шайбы с держателем для гелевой ручки.Шайба довольно плотно входит в пропил и можно регулировать ее посадку.Наносить продольные линии можно как в вертикальном положении руля,так и в горизонтальном.







Источник: http://tuned.ucoz.com/
Категория: Мои статьи | Добавил: valeron (07.09.2013) W
Просмотров: 6981 | Теги: Перетяжка руля.Часть 1. | Рейтинг: 1.2/146
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]